Краткие характеристики подшипников основных типов Московского Подшипникового Завода №7 (ООО "МПЗ-7").

Типы и конструктивные исполнения подшипников установлены ГОСТ 3395-89.

Тип 0. Шариковые радиальные однорядные подшипники основного конструктивного исполнения (обозначение 0000, рис. 13, а) предназначены для восприятия радиальных и ограниченных осевых сил любого направления являются одними из наиболее распространенных и дешевых. Грузоподъемность их ниже, чем у роликоподшипников равных размеров. Могут работать под воздействием только осевой силы при высокой частоте вращения, т.е. в условиях, для которых упорные шариковые подшипники не пригодны.

Обеспечивают осевое фиксирование вала в двух направлениях. Не являясь самоустанавливающимися, допускают небольшие углы взаимного перекоса внутреннего и наружного колец, значения которых зависят от радиальных зазоров в подшипнике. При одинаковых габаритных размерах эти подшипники работают с меньшими потерями на трение и при большей частоте вращения вала, чем подшипники всех других конструкций.

Подшипники радиальные шариковые исполнений

Рис. 13. Подшипники радиальные шариковые исполнений:
а - 0000; б - 50000; в - 60000; г - 80000; д - 160000;
е - 180000; ж - 480000; з - 840000; и - 900000

Другие конструктивные исполнения:

  - с канавкой по ГОСТ 2893 на наружном кольце для установочного кольца (обозначение 50000, рис. 13, ff); применение установочного кольца упрощает осевое крепление подшипника в корпусе и позволяет выполнять сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец подшипников;
  - с одной (60000, рис. 13, в) или с двумя (80000, рис. 13, г) защитными шайбами, которые предохраняют подшипники от утечки смазочного материала и проникновения пыли и грязи в полость подшипника;
  - с односторонним (160000, рис. 13, д) или с двусторонним (180000, рис. 13, е) уплотнением из маслостойкой резины или пластмассы; эффективность герметизации выше, чем у подшипников с защитными шайбами;
  - с двумя уплотнениями, широким внутренним кольцом, сферической наружной поверхностью наружного кольца, установочным винтом во внутреннем кольце (480000, рис. 13, ж); монтаж на валу удобен и прост;
  - с упорным бортом на наружном кольце (840000, рис. 13, з); наличие упорного борта на наружном кольце позволяет выполнять сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец; возможны исполнения с одной (860000) и двумя (880000) защитными шайбами;
  - с выступающим внутренним кольцом, канавкой для комплектования шариками без сепаратора (900000, рис. 13, и); обладают большей радиальной грузоподъемностью, чем подшипники основного типа; наличие канавок не позволяет применять подшипники для восприятия осевых сил; характеризуются повышенным моментом трения и, следовательно, меньшей быстроходностью.

При проектировании следует ориентироваться на применение в первую очередь шариковых радиальных однорядных подшипников, отличающихся невысокой стоимостью, простотой монтажа и способностью воспринимать комбинированные нагрузки.

Тип 1. Шариковые радиальные сферические двухрядные подшипники основного конструктивного исполнения (обозначение 1000, рис. 14, о) предназначены для восприятия радиальных сил, но могут воспринимать и ограниченные осевые силы любого направления. Наличие осевой составляющей приводит к неравномерности в распределении сил между рядами. Радиальная грузоподъемность ниже, чем у радиальных однорядных шарикоподшипников.

Дорожка качения на наружном кольце подшипника обработана по сфере. Поэтому подшипник способен самоустанавливаться и работать при значительном перекосе внутреннего кольца (вала) относительно наружного кольца (корпуса). Применяют в узлах с нежесткими валами и в конструкциях, в которых не может быть обеспечена надлежащая соосность отверстий в корпусах.

Другие конструктивные исполнения:
   - на закрепительной втулке (11000, рис. 14, б); допускают регулирование радиального зазора, можно устанавливать на гладких, без бортов, валах;
   - с коническим отверстием (111000, рис. 14, в); допускают регулирование радиального зазора;
   - с выступающим внутренним кольцом и двумя защитными шайбами (971000, рис. 14, г).

 Шариковые радиальные сферические двухрядные подшипники
Рис. 14. Подшипники радиальные шариковые сферические исполнений:
а - 1000; б - 11000; в - 111000; г - 971000

Тип 2. Роликовые радиальные однорядные подшипники с короткими цилиндрическими роликами основного конструктивного исполнения - с бортами на внутреннем кольце и без бортов на наружном кольце (обозначение 2000, рис. 15, а) - могут воспринимать только радиальную силу. Роликоподшипники отличаются большей грузоподъемностью, чем шарикоподшипники. Возможен раздельный монтаж внутреннего (с комплектом роликов) и наружного колец. Допускают осевое взаимное смещение колец, поэтому возможно применение в качестве плавающей опоры.

Другие конструктивные исполнения:
  - с однобортовым наружным кольцом (12000, рис. 15, б);
  - без бортов на внутреннем кольце (32000, рис. 15, в);
  - с однобортовым внутренним кольцом (42000, рис. 15, г);
  - с однобортовым внутренним и плоским упорным кольцом (92000, рис. 15, д);
  - двухрядные с коническим отверстием с бортами на внутреннем кольце (182000, рис. 15, е); оси роликов в одном ряду смещены относительно осей роликов в другом ряду: допускают регулирование радиального зазора - все это способствует созданию повышенной жесткости подшипников в радиальном направлении.

Роликовые радиальные однорядные подшипники

                                         Рис. 15. Подшипники радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами исполнений:
                                                                  
а - 2000; б - 12000; в - 32000; г - 42000; д - 92000; е - 182000

Подшипники, имеющие наружные и внутренние кольца с бортами, в том числе приставными, кроме радиальной могут воспринимать ограниченную одностороннюю или двустороннюю осевую силу.

Роликовые радиальные подшипники предъявляют высокие требования к соосно-сти посадочных мест. Подшипники с модифицированным контактом (ролики или дорожки качения делают с небольшой выпуклостью - бомбиной) допускают незначительные взаимные перекосы колец. Двухрядные роликовые подшипники применяют в опорах шпинделей станков с целью обеспечения высокой жесткости и точности вращения.

Тип 3. Роликовые радиальные сферические двухрядные подшипники основного конструктивного исполнения - с бортиками на внутреннем кольце (обозначение 3000, рис. 16, о) - предназначены для восприятия радиальной и осевых сил любого направления; допускают значительный перекос внутреннего кольца (вала) относительно наружного кольца (корпуса). Отличаются от шарикоподшипников радиальных сферических двухрядных большей грузоподъемностью, значительно меньшей быстроходностью, большей сложностью в изготовлении. Другие конструктивные исполнения:
  - с бортиками на внутреннем кольце с закрепительной втулкой (13000, рис. 16, б);
  - со стяжной втулкой (73000, рис. 16, в);
  - с коническим отверстием конусностью 1:12 (113000, номинальный угол конуса 4°46'18,8") и 1:30 (4113000, номинальный угол конуса 1°54'34,9"), рис. 16, г; наличие

Роликовые радиальные сферические двухрядные
 Рис. 16. Подшипники радиальные роликовые сферические исполнений:
a - 3000; б - 13000; в - 73000; г - 113000

конического отверстия облегчает монтаж и демонтаж.
Подшипники 13000, 73000, 113000 и 4113000 допускают регулирование радиального зазора.

Тип 4. Роликовые радиальные игольчатые или роликовые радиальные подшипники с длинными цилиндрическими роликами основного конструктивного исполнения - с наружным и внутренним кольцами без сепаратора (обозначение 74000, рис. 17, а) -отличаются большой радиальной грузоподъемностью при малых радиальных размерах. Осевые силы воспринимать не могут и осевое положение вала не фиксируют.

  Другие конструктивные исполнения:
   - без внутреннего кольца и сепаратора (24000, рис. 17, б);
   - с наружным и внутренним кольцами с сепаратором (244000, рис. 17, в);
   - радиальные с игольчатыми роликами и двойные упорные с короткими цилиндрическими роликами комбинированные (РИК, рис. 17, г); предназначены для восприятия радиальных и двусторонних осевых сил;
   - радиально-упорные игольчатые комбинированные (594000, рис. 17, д); направление воспринимаемых сил - радиальное и осевое в одну сторону.

Большинство конструкций изготовляют без сепараторов. Рекомендуются для применения в узлах, работающих с качательным движением вала или при невысоких частотах вращения. Игольчатые подшипники с сепараторами могут работать при сравнительно высоких частотах вращения. Весьма чувствительны к взаимным перекосам колец. Подшипники с модификацией профиля допускают незначительные взаимные перекосы колец.
  Область применения игольчатых подшипников расширяется.

Роликовые радиальные игольчатые
Рис. 17. Подшипники радиальные роликовые игольчатые или роликовые с длинными цилиндрическими роликами исполнений:
а - 74000; б - 24000; в - 244000; г - РИК; д - 594000 "

Тип 5. Роликовые радиальные подшипники с витыми роликами могут воспринимать только радиальные силы, не фиксируя вал в осевом направлении. Пустотелые ролики, изготовленные из стальной ленты прямоугольного сечения, характеризуются повышенной упругой податливостью. Подшипники имеют увеличенный радиальный зазор, способны воспринимать ударные нагрузки, мало чувствительны к загрязнению; грузоподъемность примерно в 2 раза меньше, чем у подшипников со сплошными цилиндрическими роликами. Применяют в неответственных узлах, подверженных действию ударных нагрузок, не требующих высокой точности вращения и работающих при невысоких частотах вращения. Неперспективны, их применение сокращается.

Тип 6. Шариковые радиально-упорные однорядные подшипники (рис. 18, в). Основные конструктивные исполнения 36000, 46000 и 66000 различаются начальными углами контакта (а = 12, 26 и 36° соответственно). Угол контакта - угол между нормалью к площадке контакта и плоскостью вращения подшипника. С ростом а осевая грузоподъемность растет, а предельная частота вращения и допустимая радиальная нагрузка уменьшаются. В настоящее время промышленность переходит на выпуск подшипников с углами контакта а = 15, 25 и 40°. Подшипники предназначены для восприятия радиальной и осевой силы только одного направления; работать под действием только радиальной силы без осевой не могут.

Для восприятия осевых сил любого направления и двусторонней фиксации вала эти подшипники устанавливают на валу попарно. При сборке узла подшипники необходимо регулировать для получения примерно нулевого зазора между шариками и желобами колец при установившемся тепловом режиме. В некоторых машинах (например, в станках) путем регулирования парные подшипники собирают с предварительным натягом, вследствие чего повышается жесткость опор и точность вращения.

Чем меньше угол контакта, тем больше радиальная, меньше осевая жесткость и грузоподъемность подшипников. С ростом угла контакта снижается предельная быстроходность вследствие влияния гироскопического эффекта.

Радиально-упорные подшипники отличаются от радиальных большим числом шариков, которое удается разместить в подшипнике вследствие наличия скоса на наружном кольце, поэтому их жесткость и грузоподъемность выше.

Другие конструктивные исполнения:
   - разъемные со съемным наружным кольцом с углом контакта а = 12 ° (6000, рис. 18, б); допускают раздельный монтаж наружного и внутреннего (с шариками) колец подшипников;

Шариковые радиально-упорные однорядные
Рис. 18. Подшипники раднально-упорные шариковые исполнений:
а - 36000; б - 6000; в - 36000К; г - 56000; д - 176000; е - 236000;
ж - 336000; з - 236000К; ч - 336000К; к - 436000; л - 436000К

  - неразъемные со скосом на внутреннем кольце (36000К7, 36000К, 46000К, рис. 18, в), предназначены для работы с высокими частотами вращения;
  - двухрядные (56000, рис. 18, г); направление воспринимаемых сил - радиальное и осевое в обе стороны; изготовлены с предварительным натягом; обеспечивают повышенную радиальную жесткость опоры;
  - однорядные с разъемным внутренним кольцом с трехточечным (126000) и четырехточечным (176000) контактом, рис. 18, д; профили дорожек качения образованы двумя дугами со смещенными центрами; предназначены для восприятия значительных радиальных, осевых в обе стороны, а также комбинированных нагрузок; четырехточечный контакт при данном радиальном зазоре обусловливает наименьший осевой зазор подшипника, обеспечивает точную осевую фиксацию валов;
  - сдвоенные: наружные кольца обращены друг к другу широкими торцами (236000, 246000, 266000), рис. 18, е; узкими торцами (336000, 346000, 366000), рис. 18, ж; направление воспринимаемых сил -радиальное и осевое в обе стороны; комплекты подшипников фиксируют вал и корпус в обоих осевых направлениях; подшипники по рис. 18, е обеспечивают более жесткую фиксацию вала, чем подшипники по рис. 18, ж;
  - сдвоенные: внутренние кольца обращены друг к другу узкими торцами (236000К, рис. 18, з); широкими торцами (336000К, рис. 18, ч); основное назначение всех перечисленных выше сдвоенных подшипников, монтируемых с предварительным натягом, - жестко фиксировать вал в радиальном и осевом направлениях;
  - сдвоенные: наружные (436000, 446000, 466000, рис. 18, к) или внутренние (436000К, рис. 18, л) кольца обращены друг
 к другу разноименными торцами; направление воспринимаемых нагрузок - радиальное и осевое только в одну сторону; применяют в двух парах с противоположным расположением или же в сочетании с третьим замыкающим подшипником; для особо больших осевых нагрузок допускают комбинацию из трех и более подшипников по этому же принципу; для создания предварительного натяга комплекта таких подшипников их замыкают другим подшипником с противоположной стороны.
  Сдвоенные подшипники специально комплектуют и дорабатывают на заводе-изготовителе, регулирования не требуют, взаимозаменяемы только полные комплекты.

Тип 7. Роликовые радиально-упорные конические подшипники основного конструктивного исполнения повышенной грузоподъемности с нормальным углом контакта 10-16 ° (7000, рис. 19, а) предназначены для восприятия радиальной и осевой силы только одного направления. Отличаются от шариковых радиально-упорных подшипников большей грузоподъемностью, меньшей предельной частотой вращения, меньшей достижимой точностью вращения вала. В узлах с роликовыми коническими подшипниками должна быть предусмотрена возможность регулирования осевого зазора подшипников. Допускают раздельный монтаж наружного кольца и внутреннего кольца с комплектом роликов.
  Другие конструктивные исполнения:
  - с большим углом контакта (27000А, а ≥ 20°); способны воспринимать значительные осевые силы;
  - с упорным бортом на наружном кольце (67000, рис. 19, б); наличие борта на

Роликовые радиально-упорные конические
Рис. 19. Подшипники радиально-упорные роликовые исполнений:
а - 7000; б - 67000; в - 97000А; г - 77000

наружном кольце позволяет выполнять сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец подшипников;
  - двухрядные с внутренним дистанционным кольцом (97000А, рис. 19, в);
  - четырехрядные (77000, рис. 19, г). Однорядные конические подшипники необходимо регулировать при сборке, двухрядные и четырехрядные регулировать не требуется. Однорядные подшипники должны для фиксирования вала устанавливаться парно, двух- и четырехрядные подшипники фиксируют положение вала относительно корпуса в осевом направлении в обе стороны.
  Требуют строгой соосности посадочных поверхностей вала и корпуса. Подшипники с модифицированным контактом (особенно с модификацией контакта на рабочей поверхности наружного кольца) допускают незначительные взаимные перекосы колец.
  Тип 8. Шариковые упорные и упорно-радиальные подшипники. Основное конструктивное исполнение упорного подшипника - одинарный подшипник (8000, рис. 20, а). Предназначен для восприятия только осевой силы одного направления. Подшипники лучше работают на вертикальных валах. Очень чувствительны к точности монтажа. Вследствие повышенного гироскопического эффекта применяют при значительно меньших, чем другие шарикоподшипники, частотах вращения.
  Другие конструктивные исполнения:
  - одинарный со свободным самоустанавливающимся и подкладным кольцами (18000, рис. 20, а); подкладное кольцо обеспечивает компенсацию отклонения от параллельности опорных поверхностей корпуса и заплечиков вала;
  - двойной упорный подшипник с тремя кольцами (38000, рис. 20, в); применяют для восприятия осевых сил в обоих направлениях.
  Конструктивные исполнения упорно-радиальных подшипников:
  - одинарный (168000, рис. 20, г); применяют для восприятия радиальной и осевой силы одного направления;
  - сдвоенный с углом контакта 60 ° (178000, рис. 20, д); направление воспринимаемых сил - осевое в обе стороны и радиальное.
  Упорно-радиальные подшипники применяют при невысоких частотах вращения. Они менее чем шариковые упорные, чувствительны к взаимному перекосу колец.

Подшипники упорные и упорно-радиальные шариковые
Рис. 20. Подшипники упорные и упорно-радиальные шариковые исполнений:
а - 8000; б - 18000; в - 38000; г - 168000; д - 178000

  Тип 9. Роликовые упорные и упорно-радиальные подшипники. Основное конструктивное исполнение упорного подшипника - одинарный однорядный с цилиндрическими роликами (9000, рис. 21, а). Применяют для восприятия только осевой силы одного направления, главным образом на вертикальных валах, работающих с невысокими частотами вращения. Характеризуется высокой грузоподъемностью, очень чувствителен к перекосам колец.
  Другие конструктивные исполнения:
  - конические одинарные (19000, рис. 21, б); вершины конусов роликов пересекаются в одной точке на оси подшипника;
  - с цилиндрическими роликами одинарные двухрядные (889000, рис. 21, в).

Подшипники упорные
Рис. 21. Подшипники упорные и упорно-радиальные роликовые исполнений:
а - 9000; б - 19000; в - 889000; г - 39000

Основное конструктивное исполнение упорно-радиального подшипника - сферический одинарный с бочкообразными роликами (39000, рис. 21, г); направление воспринимаемых сил - осевое и радиальное. Условия контакта допускают более высокие скорости вращения по сравнению с шариковыми упорными подшипниками. Допускают значительный взаимный перекос колец.

Общие технические условия на подшипники качения установлены ГОСТ 520-89 и распространяются на шариковые и роликовые подшипники качения с отверстием диаметром от 0,6 до 2000 мм.

Шарики должны соответствовать требованиям ГОСТ 3722, ролики игольчатые -ГОСТ 6870, ролики цилиндрические короткие с прямолинейной образующей - ГОСТ 22696, ролики цилиндрические длинные с прямолинейной образующей - ГОСТ 25255, ролики со скосами на краях, ролики конические с прямолинейной образующей, ролики с выпуклой образующей всех типов (бомбиной, модифицированным контактом, бочкообразные) - по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Специальные требования, отличающиеся от требований ГОСТ 520-89 и дополняющие их, к подшипникам для отдельных отраслей (авиации, железнодорожного транспорта, автомобилестроения, станкостроения, приборостроения и др.), устанавливают в технических условиях на соответствующие подшипники.
Закрепительные и стяжные втулки должны соответствовать ГОСТ 13014, ГОСТ 24208 и ГОСТ 25455, стопорные шайбы, скобы и гайки - ГОСТ 8530.

Стать Дилером завода
С правом занимается реализацией подшипниковой продукции ООО "МПЗ-7" а так же иметь право использовать в маркетинговых целях торговую марку МПЗ-7
Наши партнеры
Министерство обороны РФ
Российские железные дороги
Роснефть
Лукойл
Газпром
Сургутнефтегаз
ГКНПЦ им. М.В.Хруничева
ОАО Хайбуллинская горная компания
Росавтодор
Россети
ПАО Тульский оружейный завод
Воронежский вагоноремонтный завод
01Подшипники по Спец ЕТУ и ЕТУ

Материал - нержавеющая сталь с сепаратором из полимерных материалов

02Крупногабариты МПЗ-7
Крупногабаритные подшипники с сепаратором из сфероидального чугуна для шаровых мельниц
03Виброустойчивые подшипники
Подшипники из спецстали с виброустойчивым сепаратором исполнения АМНК5, НК5  (MA) и увеличенным внутренним зазором 30- (С3)
04Подшипники с увеличенным тепловым зазором
В узлах со значительными колебаниями рабочих температур

Железнодорожные подшипники для подвижного состава, маневровых и магистральных локомотивов в том числе по ТУ заказчика.