Относительный перекос наружного и внутреннего колец подшипников увеличивает сопротивление вращению вала, приводит к неравномерному распределению напряжений по площадке контакта, снижает ресурс подшипников.
Суммарное допустимое отклонение от соосности колец, вызванное неблагоприятным сочетанием всех видов погрешностей обработки, сборки и деформации подшипников, вала и деталей корпуса под действием нагрузок, оценивают предельно допустимым углом 6щах взаимного перекоса между осями внутреннего и наружного колец подшипников качения, смонтированных в подшипниковых узлах.
В качестве предельно допустимого принимают наибольший угол θmax взаимного перекоса колец подшипников, при котором может быть обеспечен ресурс не ниже требуемого.
Значения углов θmax для различных типов подшипников классов точности 0 и 6 приведены в табл. 102.
По согласованию предприятия-изготовителя с потребителем для высокоточных подшипниковых узлов допустимые углы перекоса могут быть уменьшены по сравнению со значениями, указанными в табл. 102.
102. Предельно допустимые углы θmax взаимного перекоса колец подшипников
Тип подшипников | θmax |
Радиальные однорядные шариковые (при радиальном нагружении) с радиальным зазором: |
8' 12' 16' |
Радиально-упорные шариковые однорядные с углами контакта: |
6' 5' 4' |
Упорно-радиальные шариковые с углом контакта а = 45 ... 60° |
4' |
Упорные шариковые с углом контакта а = 90° |
2' |
Радиальные с цилиндрическими роликами: |
2' 6' |
Конические с роликами: |
2' 4' |
Конические с модифицированным контактом на наружном кольце |
8' |
Упорные с цилиндрическими или коническими роликами |
1' |
Игольчатые роликовые: |
1' 4' 1' |
Шариковые радиальные сферические двухрядные по ГОСТ 5720-75 |
4º |
Роликовые радиальные сферические однорядные по ГОСТ 24954-81 |
3º |
Роликовые радиальные сферические двухрядные по ГОСТ 5721-75 |
2º |
Роликовые упорные сферические по ГОСТ 9942-80 |
3º |
Примечание. Эксплуатационный перекос колец не должен превышать 0,7 θmax |